Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Асаналиева Ч.Н.
  2. Асаналиева Ч.Н.
  3. Ch.N. Asanalieva
Название
  1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
  2. МОТИВАЦИЯЛЫК-БААЛУУЛУК КОМПОНЕНТИ
  3. MOTIVATIVE VALUE COMPONENT
Аннотация
  1. В статье рассматривается наивысший уровень раз-вития интегративного показателя мотивационно-цен-ностного компонента, к которому присуще потребность в постоянном сознательном эмоциональном насыщении, в самосовершенствовании личностного и профессионального аспектов. Также был отражён научный анализ основных источников таких терминов, как «мотивация» и «цен-ность». Широко раскрываются ценностные ориентации гуманности, которые обязательны для учителя, это – ува-жение к каждой личности, проявление особого внимания и интереса к ученику, воспитание, проявление щедрости, как со стороны организатора уроков, во время учебного процесса. Далее представлены размышления о важности профессиональной мотивации студентов высшего вуза. Уточнены мотивационно-ценностные показатели компо-нента компетенции. Охарактеризованы уровни развития мотивационно-ценностного компонента, такие как: высо-кий, средний и низкий. В заключении отмечается, что осо-знание правдивости психолого-педагогической точки зре-ния Э.Ф. Зээр в определении: «компетентность - это глубо-кие познания в сфере выполняемой работы, полное понима-ние методов и средств, используемых для достижения це-ли; владение особыми навыками; комплекс знаний, позво-ляющих высказать серьезное мнение о чем-либо», является интегративным показателем высокого уровня развития мотивационно-ценностного компонента
  2. Мотивациялык-баалуулук компонентинин өнүгүшү-нүн жогорку деңгээлинин интеграциялоочу көрсөткүчү бо-луп өзүн тынымсыз түрдө жеке жана кесиптик өңүттөр-дө өзүн-өзү жакшыртууга (самосовершенствование) бол-гон туруктуу, аң-сезимдүү, эмоционалдуу боекторго ка-ныккан зарылдык каралган. Алгачкы «мотивация» жана «баалуулук» терминдерине илимий анализдер берилди. Ма-калада педагогдун милдеттүү түрдө баалуу ориентация гумандуулугуна: жеке инсанга болгон сый-урмат, окуучуга өзгөчө баалуу көз караш менен кароосу, тарбиялоочу, са-бакты уюштуруучу катары окутуу процессинде айкөл бо-лушу каралды. Жогорку окуу жайынын окутуучусунун ке-сиптик ишмердигинин мотивациясынын мааниси тууралуу ой жүгүртүүлөр көрсөтүлдү. Компетенттүүлүктүн мо-тивациялык-баалуулук компонентинин көрсөткүчтөрү такталды. Мотивациялык-баалуулук компонентинин өнү-гүүсүндөгү жогорку, ортоңку жана төмөнкү деңгээлдери-не мүнөздөмө берилди. Жыйынтыгында, психологиялык-пе-дагогикалык көз карашта Э.Ф. Зеер «компетенттүүлүк – бул аткарылып жаткан ишти, коюлган максатка жетүү-нүн ыкмалары менен каражаттарын ийне-жибине чейин терең билүү; ошондой эле белгилүү бир шык-жөндөмдөргө ээ болуу; кандайдыр бир нерсе тууралуу олуттуу пикир бил-дирүүгө мүмкүндүк берген билимдердин жыйындысы» деп эсептеген аныктаманы туура деп эсептөө мотивациялык-баалуулук компонентинин өнүгүшүнүн жогорку деңгээли-нин интеграциялоочу көрсөткүчү экендиги белгиленди
  3. The article examines the highest level of development of the integrative indicator of the motivational-value component, which is inherent need for constant conscious emotional satura-tion, in self-improvement of personal and professional aspects. It also reflected a scientific analysis of the main sources of terms such as "motivation" and "value". The value orientations of hu-manity, which are mandatory for a teacher are widely opened, these are respect for each person, the manifestation of special attention and interest for student, upbringing, and manifestation of generosity, as a lesson organizer, during the educational pro-cess. There are also reflected about the importance of profess-ional motivation for university students. The motivational and value indicators of the competence component have been clari-fied. The levels of development of the motivational-value com-ponent, such as high, medium and low are characterized. In conclusion, it is noted that the awareness of the veracity of the psychological and pedagogical point of view of E.F.Zeer “com-petence is deep knowledge in the field of work performed, a com-plete understanding of the methods and means used to achieve the goal; possession of special skills; a complex of knowledge that allows expressing a serious opinion about something” is an integrative indicator of a high level of development of the moti-vational-value component.
Ключевые слова
  1. Ключевые слова: компетенция, компетентность, мотивация, ценность, ценностная ориентация, человеч-ность, педагог, система ценностей, мотивационно-цен-ностный компонент
  2. Негизги сөздөр: компетенция, компетенттүүлүк, мо-тивация, баалуулук, баалуу ориентация, гумандуулук, педа-гог, баалуулук системасы, мотивациялык-баалуулук компо-ненти.
  3. Key words: competence, competence, motivation, value, value orientation, humanity, teacher, value system, motivational and value component.
Сведения об авторах
  1. Асаналиева Чынара Ниязалиевна, Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, старший преподаватель.
  2. Асаналиева Чынара Ниязалиевна, Ж.Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, КыргызРеспубликасы, ага окутуучу
  3. Chynara Asanalieva, Kyrgyz National University by name of Zh.Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, senior lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45
  • Версия для цитирования
  • Асаналиева Ч.Н. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. №. 1. C. 203-206