Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Акматова А.Т.
  2. Акматова А.Т.
  3. A.T. Akmatova
Название
  1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
  2. ЖОЛ-ТРАНСПОРТ КЫРСЫГЫН ТЕРГӨӨДӨГҮ АЛГАЧКЫ ТЕРГӨӨ АРАКЕТТЕРИ
  3. INITIAL INVESTIGATIVE ACTIONS IN THE INVESTIGATION OF ROAD ACCIDENTS
Аннотация
  1. Данная статья на основе общенаучных методов познания направлена на раскрытие первоначальных следственных действий при расследовании дорожно-транспортные происшествия. Когда поступает сообщение о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значительного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следователя и инспектора ГУОБДД МВД КР, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также происшествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит следователь. Анализ практики доследственной проверки по делам о ДТП и их расследования, проведенный нами в ходе подготовки работы, показал, что немалую долю в число некачественных расследований вносит отсутствие достоверных и объективных данных в материалах дел. Чтобы установить чью-то вину (или невиновность), необходимо максимально точно и полно восстановить всю картину ДТП, причем не только саму дорожно-транспортную ситуацию, но и дорожные условия, условия видимости и т.п. Автор приходит к выводу в реальной жизни это восстановление разбивается о многочисленные технические и организационные проблемы. Зачастую, при осмотре места ДТП не гарантируется наличие (обнаружение) следов, которые могли бы дать объективную опору для воспроизведения обстановки и обстоятельств ДТП.
  2. Бул макала жалпы илимий ыкмаларга негизделип, жол-транспорт окуясын териштирүүдөгү алгачкы тергөө амалдарын ачып көсөтүүгө багытталган. Жабырлануучунун өлүмү менен коштолгон, денеге оор залал келтирген же олуттуу материалдык зыян алып келген жол-транспорт окуясы жөнүндө маалымат келип түшкөндө, курамына тергөөчү, КР ИИМ ЖКККББ инспектору, ыкчам издөө бөлүмүнүн кызматкери, соттук медик, адис-криминалист жана адис-автотехник кирген тергөө-оперативдүү группасы окуя болгон жерге багыт алат. Адам өлүмү менен коштолгон ЖТКда, жана ошондой эле, чет өлкөлүктөрдүн катышуусу менен болгон окуяларда, окуя болгон жерде ар дайым тергөөчү кароо жүргүзөт. ЖТК жөнүндө иштер боюнча тергөөгө чейинки тажрыйбанын талдануусу жана биз жүргүзгөн изилдөөнүн натыйжасы, сапатсыз тергелүүнүн басымдуу бөлүгүнө иштин материалдарына жетиштүү жана объективдүү маалыматтардын жоктугу таасир эткендигин көрсөттү. Бирөөнүн күнөөсүн (же күнөөсүздүгүн) аныктоо үчүн ЖТКнын бардык жагдайларын максималдык түрдө так жана толук калыбына келтирүү зарыл, жол-транспорт кырдаалын гана эмес аны менен биргеликте, жол шарттарын, жолдун көрүнүү абалын жана башка ушул сыяктууларды (ж.б.у.с.) эске алуу зарыл. Автор, реалуу жашоодо мындай калыбына келтирүүдө көптөгөн техникалык жана уюштуруучулук көйгөйлөр бөлүнүп чыгат деген жыйынтыкка келет. Көпчүлүк учурда, ЖТК болгон жерди кароо ЖТКнын абалын жана жагдайларын калыбына келтирүү үчүн объективдүү негиз боло алган издердин бар болуусун (табылуусун) кепилдебейт.
  3. This article is based on general scientific methods of knowledge aimed at revealing the initial investigative actions in the investigation of road accidents. When you receive the message about dorozhno-transport incidents causing death to the victim or serious bodily injury and significant material damage at the scene, directed investigative team composed of investigators and inspectors of the Ministry of internal Affairs, the operative worker of the criminal investigation Department, judicial medical expert of the forensic and specialist vehicles. In case of fatal accidents, as well as accidents involving foreigners, the inspection is always carried out by an investigator. The analysis of the practice of pre-investigation checks in cases of accidents and their investigation, conducted by us during the preparation of the work, showed that a significant share of the number of poor-quality investigations is the lack of reliable and objective data in the case files. To establish someone's guilt (or innocence), it is necessary to accurately and fully restore the entire picture of the accident, not only the road traffic situation itself, but also the road conditions, visibility conditions, etc. The author concludes that in real life, this recovery is broken down by numerous technical and organizational problems. Often, when examining the scene of an accident, the presence (detection) of traces that could give an objective basis for reproducing the situation and circumstances of the accident is not guaranteed.
Ключевые слова
  1. следствие, безопасность, происшествия, документы, инспектор, информация, проблемы.
  2. тергөө, коопсуздук, окуя, документтер,инспектор, маалымат, көйгөйлөр.
  3. investigation, security, accidents, documents, inspector, information, problems.
Сведения об авторах
  1. Акматова Аманай Турсунбаевна, Ошский государственный юридический институт, г.Ош, Кыргызская Республика, кандидат исторических наук, доцент.
  2. Акматова Аманай Турсунбаевна, Ош мамлекеттик юридикалык институту, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, тарых илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Amanay Akmatova, Osh state law Institute, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of historical sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Акматова А.Т. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. №. 4. C. 195-200