Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Матиева Г., Борбоева Г.М.
  2. Матиева Г., Борбоева Г.М.
  3. G. Matieva, G.M. Borboeva
Название
  1. РОЛЬ МЕТОДА АНАЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В МНОГОМЕРНУЮ ГЕОМЕТРИЮ
  2. КӨП ЧЕНЕМДҮҮ ГЕОМЕТРИЯГА КИРИШҮҮДѲ АНАЛОГИЯ МЕТОДУНУН СТУДЕНТТЕРДИН МЕЙКИНДИК ОЙ ЖҮГҮРТҮҮСҮН КАЛЫПТАНДЫРУУДАГЫ РОЛУ
  3. THE ROLE OF THE METHOD OF ANALOGY IN THE FORMATION OF SPATIAL THINKING OF STUDENTS IN THE INTRODUCTION OF MULTIDIMENSIONAL GEOMETRY
Аннотация
  1. В этой статье предложен способ организации самостоятельной деятельности студентов при введении в курс “Многомерная геометрия» на основе знаний по геометрии низких размерностей с применением метода аналогии. Помимо этого сказано, что введение в данный курс с помощью этого метода способствует формированию пространственного мышления и повышению учебной активности студентов. Даны способы создания аналитической и динамической моделей 4-мерного пространстве на основе пространств низших размерностей. Говорится, что студенты самостоятельно по направлению преподавателя смогут освоить и приобрести знания по четырехмерной геометрии, а также достичь построению тессеракта. Показан способ построения ни только четыхмерного куба, но и гиперкубов в 3-мерном пространстве. Сделан вывод, что знания в 4-мерном пространстве являются базой для изучения n-мерного пространства, кроме того, решения задач и доказательства теорем 4-мерной геометрии имеют преимущество перед геометрией 3-мерного пространства при формировании и развитии логического и пространственного мышлений студентов.
  2. Макалада студенттердин тѳмѳнкү ченемдүү геомет¬рияда алган билим жана билгичтиктерине таянып, аларды “Кѳп ченемдүү геометрия” курсуна аналогия методунун жардамында ѳз алдынча кириштирүү жолу баяндалып, бул методдун жардамында курска киришүү студенттердин мейкиндик ой жүгүртүүсүн калыптандырууга жана окуу ишмердик активдүүлүгүн жогорулатууга ѳбѳлгѳ түзѳѳрү айтылып кетти. Ошондой эле тѳмѳнкү ченемдүү мейкиндиктин негизинде 4-ченемдүү мейкиндиктин аналитикалык жана динамикалык моделдерин түзүү жолдору кѳрсѳтүлдү. Студенттер окутуучунун кѳмѳктѳшүүсү менен ѳз алдынча 4-ченемдүү мейкиндикти түшүнүүгѳ, ѳздѳштүрүүгѳ жана тессеракты түзүүгѳ жетише ала тургандыгы айтылды. Жогорку ченемдүү гиперкубдарды 3-ченемдүү мейкиндикте түзүү жолу кѳрсѳтүлдү. 4-ченемдүү мейкиндиктеги билимдер n-ченемдүү мейкиндикти ѳздѳштүрүүгѳ база болуп эсептелинип, аны теориялык жактан үйрѳнүүнүн жеңилдиги, андан сырткары 4-ченемдүү геометриянын маселелерин чечүүлѳр жана теоремаларын далилдѳѳлѳр 3-ченемдүү геометриядагыга караганда студенттердин логикалык жана мейкиндик ой жүгүртүүлѳрүн калыптандырууда артыкчылыкка ээ болот деп жыйынтык чыгарылды.
  3. The article proposed a method for organizing independent activities of students when they are introduced into the course “Multidimensional Geometry” based on knowledge of low-dimensional geometry using the analogy method. In addition, it is said that the introduction to this course with the help of this method contributes to the formation of spatial thinking and increase the educational activity of students. Given the ways to create analytical and dynamic models of 4-dimensional space based on spaces of lower dimensions. It is told that students independently in the direction of the teacher will be able to achieve the construction of a tesseract. A method for construc-ting hypercubes in 3-dimensional space is shown It is concluded that knowledge in 4-dimensional space is the basis for studying n-dimensional space, moreover, problem solving and proof of theorems of 4-dimensional geometry have an advantage over the geometry of 3-dimensional space in the formation and development of logical and spatial thinking of students.
Ключевые слова
  1. геометрия, n-мерное пространство, куб, гиперкуб, тессеракт, метод аналогии, пространственное мышление, аналитическая модель динамическая модель четырехмерного пространства.
  2. геометрия, n-ченемдүү мейкиндик, куб, гиперкуб, тессеракт, аналогия методу, мейкиндик ой жүгүртүү, аналитикалык модель, динамикалык модель.
  3. geometry, n-dimensional space, cube, hypercube, tesseract, analogy method, spatial thinking, analytical model, dynamic model.
Сведения об авторах
  1. Матиева Гулбадан, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, доктор физико-математических наук, профессор. Борбоева Гулниса Маматкановна, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, кандидат физико -математических наук.
  2. Матиева Гулбадан, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, физика жана математика илимдеринин доктору, профессор. Борбоева Гулниса Маматкановна, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, физика жана математика илимдеринин кандидаты.
  3. Gulbadan Matieva, Osh state university, Osh, Kyrgyz Republic, doctor of physical and mathematical sciences, professor. Gulnisa Borboeva, Osh state university, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of physical and mathematical sciences.
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Матиева Г., Борбоева Г.М. РОЛЬ МЕТОДА АНАЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В МНОГОМЕРНУЮ ГЕОМЕТРИЮ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 6. C. 17-20