Новый выпуск

2024, №: 1

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Абдыкаимова С.Ю.
  2. Абдыкаимова С.Ю.
  3. S.Yu. Abdykaimova
Название
  1. ОСОЗНАННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
  2. БААМДОО ЖОГОРКУ КЛАССТАРДА ИЙГИЛИКТҮҮ ОКУУНУН АБДАН ЗАРЫЛ ШАРТЫ КАТАРЫ
  3. CONSCIOUSNESS AS A NECESSARY CONDITION OF SUCCESSFUL LEARNING IN SENIOR CLASSES
Аннотация
  1. В статье рассматриваются разносторонние теоре-ти¬ческие подходы к психологическому феномену осознан-ности. Проводится литературный обзор источников в объяснении понятий данного феномена. Осознанность пре䬬став¬лена на нескольких уровнях: регулятивно- физио-ло¬гическом; мотивационно-поведенческом; эмоционально- психологическом. Обозначены этапы становления созна-ния: независимость (мотивационная избирательность); свобода и воспроизводство (функциональность памяти); преобразование образов (операциональная сторона мыш-ления). Так как, одним из сензитивных периодов является возраст учащихся в старших классах, на примере учебной деятельности, с которой связаны все уровни и этапы ста-нов¬ления вышеуказанного феномена, предпринята попытка показать значимость и роль осознанности в процессе обу¬чения старшеклассников. Старшеклассники представлены как субъекты деятельности, что позволяет обозначить осознанность как необходимое условие успешности учеб¬ной деятельности.
  2. Макалада баамдоо (түшүнүү) психологиялык фено-ме¬нине түрдүү теоретикалык ыкмалар каралууда. Бул фено¬мен¬дин түшүнүктөрүн талдоодо адабият булак-тарын ка¬роо өткөрүлөт. Баамдоо бир нече деңгээлде көр-сө¬түлгөн: регулятивдик-физиологиялык; мотивация-жү-рүм-турум¬дук; эркиндик жана элестетүү (эстин функ-ционалдуулугу); образдарды өзгөртүү (аң-сезимдин опера-ционалдык тара¬бы). Анткени сензитивдик мезгилдин бири болуп жогорку класста окуган окуучунун жаш-курагы саналат. Аны менен бардык деңгээлдер жана жогоруда айтылган феномендин этаптары байланышкан, жогорку класстын окуучуларын окутуу процессинде баамдоонун ролун жана маанилүү¬лү¬гүн көрсөтүүгө аракеттер көрүл-гөн. Жогорку класстын окуучулары ишкердүүлүктүн субъект¬тери катары көрсө¬тү묬гөн, ал өз кезегинде баам-доону окуу иш-чараларынын ийгиликтүүлүгүнүн зарыл шарты катары белгилөөгө мүм¬күндүк берет.
  3. The article deals with versatile theoretical approaches to the psychological phenomenon of awareness. A literature review of the sources is carried out in explaining the concepts of this phe¬nomenon. Awareness is presented on several levels: regulatory and physiological; behavioral motivational; emotional and psychological. The stages of the formation of consciousness are designated: independence (motivational selectivity); freedom and reproduction (memory functionality); transformation of ima¬ges (the operational side of thinking). Since one of the sensitive periods is the age of students in the senior classes, using the example of learning activities with which all levels and stages of formation of the above phenol¬menon are related, an attempt was made to show the significance and role of aware-ness in the process of teaching high school students. High school students are represented as subjects of activity, which makes it possible to designate aware¬ness as a necessary condition for the success of a learning activity.
Ключевые слова
  1. осознанность, уровни осознан¬нос¬ти, подростковый возраст, субъект деятельности, учеᬬная деятельность, мотивация; познавательные процессы
  2. баамдоо, баамдоонун деңгээлдери, өспүрүм жаш-курагы, ишкердүүлүк субъекти, окуу иши, мотивация, таанып-билүү процесстери.
  3. mindfulness, levels of awareness, adole¬scen¬ce, subject of activity, learning activities, motivation, cognitive processes.
Сведения об авторах
  1. Абдыкаимова Светлана Юрьевна, Бишкекский гуманитарный университет имени К.Карасаева, г.Бишкек, Кыргызская Республика, аспирант.
  2. Абдыкаимова Светлана Юрьевна, К.Карасаев атындагы Бишкек гуманитардык университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант.
  3. Svetlana Abdykaimova, Bishkek humanitarian University by name of K.Karasaev, Bishkek, The Kyrgyz Republic, postgraduate.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Абдыкаимова С.Ю. ОСОЗНАННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 9. C. 168-171