Новый выпуск

2024, №: 1

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Аманалиева Г.Э.
  2. Аманалиева Г.Э.
  3. G.E. Amanalieva
Название
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО СЛОВАРЯ-МИНИМУМА ПО МЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
  2. МЕДИЦИНА АДИСТИГИ БОЮНЧА ОКУУ-СӨЗДҮК МИНИМУМДУ ТҮЗҮҮНҮН МЕТОДИКАЛЫК ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ
  3. METHODICAL FEATURES OF DRAFTING EDUCATIONAL DICTIONARY-MINIMUM FOR THE MEDICAL SPECIALITIES
Аннотация
  1. Целью статьи является анализ имеющихся методик составления словарей-минимумов и возможности их при-ме¬нения в обучении студентов-медиков. В статье описаны главные критерии отбора лексических единиц: частот-ность, тематический критерий; вспомогательные: крите¬рий функциональности, интеграционный критерий и кри¬т嬬рий подобия. Исследованы типологические различия ме欬ду русским и кыргызским терминами, поскольку раз¬ли¬чия в культурно-исторических традициях предопреде¬ляют восприятие, понимание и оценку медицинских текстов. В ходе исследования доказано, что реализация интен¬сивных ин¬формационных технологий требует адек¬ватных комп¬лекс¬ных дидактических средств. Совершенно очевидно, что эти средства должны принадлежать к числу сложно-структурированных систем, которые вклю¬чают в каче¬ст¬ве основ технологии обучения различные психолого-дидак¬ти¬ческие средства, которые способст¬вуют интенси¬фика¬ции аспектам обучения. Установлено, что условия ак¬ти¬ви¬за¬ции познавательной деятельности студентов медицин¬ского профиля теснейшим образом связаны с условиями успешного протекания фаз технологии обучения на основе применения компьютеров.
  2. Макаланын максаты медик-студенттерди окутуу¬да сөздүк-минимумдарды түзүү үчүн колдо болгон ыкма-ларга анализ жүргүзүү болуп саналат. Макалада лексика-лык бир¬дик¬терди тандоо критерийлери, жыштыгы, тематика¬лык критерийлери; жардамчы: функционалдык, айкалы¬шуу¬чу (жуурулушуу) критерийлер жана окшоштук кри¬те¬рий¬лердин негизгилери берилди (сүрөттөлдү). Мада-ний-та¬ры¬хый салт-санаада медициналык тексттерди кабыл алуу, баалоо жана түшүнүүдө айырма болгондук-тан, орус жана кыргыз терминдеринин ортосундагы типо¬логиялык айыр¬ма¬чылыктар изилденди. Изилдөөнүн жүрү¬шүндө интенсив¬дүү маалыматтык технологияларды ишке ашырууда ком¬плекс¬түү шайкеш дидактикалык каражат¬тар талап кы¬лы¬наары далилденди. Бул каражаттар то¬лугу менен ин¬тен¬¬сификациялык аспекте окутууну уюшту¬руучу түрдүү психолого-дидактикалык каражаттардын негизги техно¬ло¬гия¬лык окууну камтыган, татаал-түзү¬лүштөгү систе¬ма¬лардын катарына кирээри толук мүмкүн. Компьютер¬лер¬де колдонуунун негизинде медициналык багыттагы сту¬дент-тердин таанып-билүү ишмердүүлүк¬төрүн активдеш¬ти-рүү шарттары окутуунун технология¬ларынын фаза¬ла¬ры менен тыгыз байланыштуулугу белгиленди.
  3. The aim of the article is an analysis of the present methodologies of drafting dictionaries-minimums and the possibility of their application in educating students-physicians. The main criteria of the selection of lexical units: frequency, thematic criterion; auxiliary: the criterion of functionality, integration criterion and criterion of similarity are described in the article. Typology distinctions are investigational between Russian and Kyrgyz terms, as distinctions in cultural and historical traditions pre¬de-ter¬mine perception, understanding, and estimation of medical texts. It is well proven during research, that realization of intensive information technologies requires adequate complex didactic facilities. Quite obviously, that these facilities must belong to the number of the difficult-structured systems, which include a base of technology of educating different psychological and didactic facilities that assist intensification to the aspects of educating. It is set that the terms of activation of cognitive activity of students of the medical profile are by the closest character re-la¬ted to the terms of the successful flowing of phases of tech¬no-logy of educating on the basis of application of computers.
Ключевые слова
  1. критерий, кыргызский язык, лек¬си¬ка, методика, медицинские специальности, словарь-мини¬мум, тематика, терминология, учебный словарь.
  2. критерийлер, кыргыз тили, лексика, ме-тодика, медициналык адистиктер, сөздүк-минимум, те-ма¬тика, терминология, колдонмо сөздүк.
  3. criterion, Kyrgyz language, vocabulary, me¬tho¬dology, medical specialities, dictionary-minimum, subjects, terminology, educational dictionary.
Сведения об авторах
  1. Аманалиева Г.Э., Кыргызско-Российский Славянский университет им.Б.Н.Ельцина, г.Бишкек, Кыргызская Республика, и.о. доцента.
  2. Аманалиева Г.Э., Б.Н.Ельцин атындагы Кыргыз- Орус Славян унивеситети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, доценттин милдетин аткаруучу.
  3. G. Amanalieva, Kyrgyz-Russian Slavic University by name of B.Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic, acting associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Аманалиева Г.Э. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО СЛОВАРЯ-МИНИМУМА ПО МЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 10. C. 204-208