Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Ташбаев А.М.
  2. Ташбаев А.М.
  3. A.M. Tashbaev
Название
  1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  2. САНАРИПТИК ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНА БИЛИМ БЕРҮҮ ЧӨЙРӨСҮНДӨ МААЛЫМАТТЫК-КОММУНИКАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ КОЛДОНУУНУН АБАЛЫ
  3. DIGITAL TRANSFORMATION AND STATE OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF EDUCATION
Аннотация
  1. В статье анализировано состояние применения циф-ро¬вых технологий в Кыргызстане. Отмечено, что по дина¬ми¬ке внедрения цифровых технологий Кыргызстан значи¬тель¬но отстает от многих стран. Цифровая эконо-мика в Кыргызстане находится в самом начале своего становле¬ния. Показаны проблемы по внедрению инфор-мационно-ком¬муникационных технологий (ИКТ) в сельской местнос¬ти. Рассмотрены основные приоритетные на¬прав¬ления по реализации цифровой трансформации “Таза коом” в об¬ра¬зо¬вании. Построена динамика затрат пред¬приятий и ор¬га¬ни¬заций на развитию и исползованию инфор¬мационных технологий и вычислительных средств, ее доля в валовом внут¬реннем доходе (ВВП). В качестве основных показа¬телей ¬развития ИКТ в образовании анализирован обшее количество предприятий и организаций, исполь¬зуюших ком-пьютерную технику (КТ) и ИКТ, численность исполь¬зую-ших КТ и ИКТ, численность специалистов по КТ и ИКТ, фонд заработной платы занятых КТ и ИКТ, обьем выпол¬нен¬ных информационно-вычислительных услуг, проект¬ных работ и работ по созданию программных средств. Рас¬смот¬рен парк ИКТ в сфере образования: количество пер¬со¬наль¬ных компьютеров, лицензионных типовых программ¬ных средств, локальных вычисли¬тель-ных сетей, средств оргтехники, точек доступа в интер-нет, наличие элек¬трон¬ной почты, Web-сайты и др.
  2. Макалада Кыргызстанда санариптик технологиялар¬ды колдонуунун абалы анализденген. Санариптик техно¬ло¬гия¬ларды өздөштүрүү динамикасы боюнча Кыргызстан көп¬чүлүк өлкөлөргө салыштырмалуу артта калып, сана¬риשּׁтик экономикасы жаны гана пайда болуу этабында экен¬диги белгиленген. Маалыматтык-коммуникациялык тех¬нологияларды (МКТ) айыл жерлерде колдонууда келип чык¬кан көйгөйлөр көрсөтүлгөн. “Таза коом” санариптик трансформациялоонун программасын билим берүүдө ишке ашырууда негизги приоритеттик багыттар каралган. Иш¬кବна жана мекемелердин МКТ жана эсептөө каражат¬та¬рын өнүктүрүүгө жана пайдаланууга жумшалган чы¬гым¬дарынын көлөмү жана анын ички дүң продуктагы (ИДП) үлү¬шүнүн өзгөрүүсү тургузулган. Билим берүү чөй¬рө¬сүндө МКТ өнүгүүсүнүн негизги көрсөткүчтөрү катары компью¬тердик техниканы (КТ) жана МКТ пайдаланган иш¬кана жана уюмдардын саны, иштегендердин жалпы саны, КТ жана МКТ боюнча адистердин саны, КТ жана МКТ пай¬да-ланган ишкана жана уюмдардын эмгек акы фонду, атка-рыл¬ган маалыматтык-эсептөө кызмат көрсө¬түүлөрдүн, долбоордук иштердин жана программалык ка¬рବжаттар-ды түзүү боюнча иштердин көлөмү анализ¬ден¬ген. Билим бе¬рүү мекемелеринде болгон МКТ кара¬жат¬та¬рынын пар-кы: жеке компьютерлер, лицензиялык типтүү про-грамма¬лык каражаттар, интернетке кирүүгө мүм¬күн-дүгү бар жер¬гиликтүү эсептөөчү желелер, интер¬нетке ки¬рүү түй¬үн¬дөрү, электрондук почталар, Web-сайттар ж.б. карал¬ган.
  3. The article analyzes the state of using digital technologies in Kyrgyzstan. It is noted, that in terms of dynamics of the in¬tro-duc¬tion of digital technologies, Kyrgyzstan lags significantly behind many countries. The digital economy in Kyrgyzstan is at the very beginning of its formation. The problems of the intro-duc¬tion of information and communication technologies (ICT) in rural areas are shown. The main priorities for the imple¬men-tation of the digital transformation “Taza Koom” in education are considered. The dynamics of the costs of enterprises and or-ga¬nizations for the development and use of information techno-lo¬gies and computing tools and its share in gross domestic income (GDP) has been built. As the main indicators of ICT development in education, were analyzed the total number of enterprises and organizations using computer equipment (CE) and ICT, the number using CE and ICT, the number of spe¬cia-lists in CE and ICT, the wage fund of employed CE and ICT,¬ the volume of information and computing services, design work and work on the creation of software. The ICT park in the field of education was considered: the number of personal computers, licensed standard software, local area networks, office equipment, Internet access points, email, Web sites, etc.
Ключевые слова
  1. цифровая экономика, интернет, циф¬ровизация, сфера образования, информационно- комму¬ни¬кационные технологии, компьютерный сервис, элек¬трон¬ная почта, Web-сайт, программные средства.
  2. санариптик экономика, интернет, санариптештирүү, билим берүү чөйрөсү, маалыматтык-коммуникациялык технологиялар, компьютердик сервис, электрондук почта, Web-сайт, программалык кара¬жат¬.
  3. digital economy, Internet, digitalization, edu¬ca¬tion, information and communication technologies, computer services, e-mail, Web site, software.
Сведения об авторах
  1. Ташбаев Азизбек Мазанович, Ошский технологический университет им.М.М.Адышева, г.Ош, Кыргызская Республика, доктор экономических наук, профессор.
  2. Ташбаев Азизбек Мазанович, М.М.Адышев атындагы Ош технологиялык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин доктору, профессор.
  3. Azizbek Tashbaev, Osh technological university by name of M.M.Adyshev, Bishkek, Kyrgyz Republic, doctor of economic sciences, professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Ташбаев А.М. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 10. C. 109-115