Новый выпуск

2024, №: 1

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Габинская О.С., Дмитриева Н.В., Чистякова Г.В., Алымбеков К.А.
  2. Габинская О.С., Дмитриева Н.В., Чистякова Г.В., Алымбеков К.А.
  3. O.S. Gabinskaya, N.V. Dmitrieva, G.V. Chistyakova, K.A. Alymbekov
Название
  1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ СОБСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ
  2. КЕРЕКТӨӨЧҮЛӨРДҮН КАНАГАТТАНЫШЫ – ӨЗДҮК СООДА МАРКАСЫНДАГЫ ТОВАРЛАРДЫН САПАТЫН БАШКАРУУНУН МААНИЛҮҮ КУРАЛЫ
  3. CUSTOMER SATISFACTION AS AN IMPORTANT MANAGEMENT TOOI OF PRIVATE LABEL GOODS QUALITY
Аннотация
  1. В последние годы наблюдается активная положи-тель¬ная динамика российского и зарубежного рынка то-ва¬ров собственной торговой марки (далее - СТМ). Опреде-ле¬ние характеристик, влияющих на удовлетворен¬ность то¬ва¬рами СТМ, является актуальным для управ¬ления ас-сор¬ти¬ментом торгового предприятия и повы¬шения его кон¬ку¬рен¬тоспособности. Целью работы явля¬ется определение атрибутов продовольственных товаров СТМ, влияющих на удовлетворенность/неудовлет¬ворен¬ность потребителей дан¬ной категории товаров. Прове¬дены маркетинговые ис¬сле¬дования по оценке удовлет-воренности / неудов¬лет¬во¬рен¬нос¬ти потребителей товара-ми СТМ с использованием мо¬де¬ли Нориаки Кано. Выявлены восемь наиболее важных для потребителей атрибутов товаров СТМ: «гарантирован¬ный уровень качества», «стабильность качества», «из¬вест¬¬ность продавца», «уни-каль¬ность», «доступная цена», «лёгкость выбора в торго-вом зале», «привлекательная упа¬ков¬ка», «удобная упаков-ка». Использование матрицы ин¬тер¬претации результатов опроса по модели Н.Кано, вклю¬чающей 6 типов качества, позволило установить отноше¬ние потребителей к изучае¬мым атрибутам. Рассчитаны потенциалы удовлетворен¬ности/неудовлетворенности по-тре¬би¬телей по каждому атрибуту. Данные исследования позволили сгруппировать атрибуты на четырех полях кар-ты Н.Кано и установить взаимосвязь между атрибутами товаров СТМ и удовлет¬во¬ренностью потребителей. Гра¬фи¬ческое распределение атрибутов показало, что они де¬ля¬тся на 4 категории: «скрытые возможности», «уста¬нов¬ленные требования», «не имеющие значения свойства», т. е. безразличные для потребителя, и «подразумеваемые требования». Исследо-вания данного направления нахо¬дя¬тся в Кыргызской Респуб¬лики только в начальной стадии, следовательно, статья имеет соответствующий научно-методический интерес у читателей
  2. Акыркы жылдары россиялык жана чет элдик өздүк соода маркасындагы (ӨСМ) товарлардын рыногунун ак-ти⬬дүү жана түзүк динамикасы байкалууда. ӨСМ товар-ларына болгон канагаттанууга таасир берүүчү мүнөз¬дө-мөлөрдү аныктоо соода ишканаларынын ассортиментин башкарууда жана алардын атаандаштыгын жогорула-тууда актуалдуу деп эсептелинет. Бул эмгектин максаты – берилген категориядагы товарларга керектөөчүлөрдүн канагаттануусуна/канагаттанбоосуна таасир кылуучу азык-түлүк товарларынын ӨСМ атрибуттарын аныктоо болуп саналат. Керектөөчүлөрдүн ӨСМ товарларга болгон канагаттануусун/канагаттанбоосун баалоо боюнча Нориа¬ка Канонун моделин пайдалануу менен маркетингдик изилдөөлөр жүргүзүлдү. Натыйжасында ӨСМ товарлары¬нын керектөөчүлөргө абдан маанилүү мына бул сегиз атри¬буту аныкталды: “кепилденген сапат деңгээли”, “сапат¬тын туруктуулугу”, “сатуучунун белгилүүлүгү”, “уникал¬дуу-лук”, “жеткиликтүү баа”, “соода залында товар тан-донун оңойлугу”, “кызыктыруучу каптама”, “ыңгай¬луу кап¬тама”. Н.Канонун сапаттын 6 тибин камтыган моде¬ли боюнча сурамжылоонун жыйынтыктарын интер-пре¬тациялоочу матрицаны колдонуу менен керектөө¬чү-лөрдүн изилденип жаткан атрибуттарга карата мами-леси ай¬кын¬далды. Керектөөчүлөрдүн ар бир атрибут боюнча ка¬на¬гаттануу/канагаттанбоо потенциалы эсеп-тели¬нип чык¬ты. Бул изилдөөлөр атрибуттарды Н.Кано-нун картасы¬нын төрт талаасына топтоштурууга жол берди жана ке¬рек¬төөчүлөрдүн канагаттануусу менен товарлардын ӨСМ атрибуттарынын ортосундагы өз ара байланышы айкын¬да¬лып чыкты. Атрибуттарды графика-лык жол менен жай¬гаштыруу, алардын 4 категорияга мындайча бөлүнү¬шүн көрсөттү: “көмүскө мүмкүнчү-лүктөр”, “айкындалган талаптар”, “мааниге ээ эмес касиеттер”, башкача айт¬кан¬да керектөөчүлөр үчүн баары бир болгон жана “ой-кыялдагы талаптар”. Бул багыт¬тагы изилдөөлөр Кыргыз Республикасында башталыш стадияда турат, демек, ма¬ка¬ла окурмандардын тийиштүү илимий-усулдук кызыгуу¬сун пайда кылмакчы.
  3. In recent years, we have witnessed an active positive dy¬na-mics of the Russian and foreign markets of private label goods (PL goods). Determining the characteristics that affect the customer satisfaction with PL goods is relevant for managing the product range of a commercial enterprise and increasing its competitiveness. The aim of the work is to identify the attributes of PL food goods influencing customer satisfaction /dissatis¬fac-tion. Customer satisfaction survey using the N. Kano model was carried out. Eight attributes of PL goods that consumers per-ceive as the most important were identified. They include: “guaranteed quality level”, “quality stability”, “seller aware-ness”, “uniqueness”, “reasonable price”, “easy to find in the sales area”, “attractive packaging”, and “convenient packaging”. The use of the Kano model matrix of interpretation of the survey results, which includes 6 types of quality, made it possible to estimate the attitude of consumers to the attributes under study. Customer satisfaction/dissatisfaction potentials for each attribute were calculated. The survey data allowed grouping the attributes in the 4 fields of the N. Kano map and establishing a relationship between the attributes of PL goods and customer satisfaction. The graphical distribution of the attributes showed that they are divided into 4 categories: “latent opportunities”, “established requirements”, “non-value properties”, i.e. indif¬fe¬rent for the consumer, and “implied requirements”. Research in this direction in the Kyrgyz Republic only at the initial stage, therefore the article has an appropriate scientific and methodologi cal interest among readers.
Ключевые слова
  1. : товары, ассортимент, уровни ка¬че¬ства, стабильность качества, собственная торговая мар¬ка, атрибуты, модель Н. Кано.
  2. товарлар, ассортимент, сапат дең¬гээ¬ли, сапаттын туруктуулугу, өздүк соода маркасы, ат¬ри¬буттар, Н.Канонун модели.
  3. product, range, quality levels, quality stability, private label goods, attributes, N.Kano model.
Сведения об авторах
  1. Габинская Ольга Сергеевна, Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова, г.Кемерова, Российская Федерация, Кемеровский институт (филиал), доктор технических наук, доцент. Дмитриева Наталья Владимировна, Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова, г.Кемерова, Российская Федерация, Кемеровский институт (филиал), кандидат экономических наук, доцент. Чистякова Галина Викторовна, Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова, г.Кемерова, Российская Федерация, Кемеровский институт (филиал), кандидат филологических наук, доцент. Алымбеков Кенешбек Асанкожоевич, Кыргызский экономический университет имени М.Рыскулбекова, г.Бишкек, Кыргызская Республика, доктор технических наук, профессор.
  2. Габинская Ольга Сергеевна, Г.В. Плеханов атындагы Россия экономикалык университети, Кемеров шаары, Россия Федерациясы, Кемеров институту (филиал) техника илимдеринин доктору, доцент. Дмитриева Наталья Владимировна, Г.В. Плеханов атындагы Россия экономикалык университети, Кемеров шаары, Россия Федерациясы, Кемеров институту (филиал), экономика илимдеринин кандидаты, доцент. Чистякова Галина Викторовна, Г.В. Плеханов атындагы Россия экономикалык университети, Кемеров шаары, Россия Федерациясы, Кемеров институту (филиал), филология илимдеринин кандидаты, доцент. Алымбеков Кеңешбек Асанкожоевич, М.Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, техника илимдеринин доктору, профессор.
  3. Olga Gabinskaya, the Russian University of Economics by name of G.Plekhanov, Kemerovo, Russian Federation, Kemerovo Institute (branch), doctor of technical sciences, associate professor. Natalya Dmitrieva, the Russian University of Economics by name of G.Plekhanov, Kemerovo, Russian Federation, Kemerovo Institute (branch), candidate of economic sciences, associate professor. Galina Chistyakova, Russian University of Economics by name of G.Plekhanov, Kemerovo, Russian Federation, Kemerovo Institute (branch), candidate of philological sciences, associate professor. Keneshbek Alymbekov, Kyrgyz economic university by name of M.Ryskulbekov, Bishkek, Kyrgyz Republic, doctor of technical sciences, professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Габинская О.С., Дмитриева Н.В., Чистякова Г.В., Алымбеков К.А. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ СОБСТВЕННОЙ ТОРГОВОЙ МАРКИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 10. C. 80-92