Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Тахирова Н.И.
  2. Тахирова Н.И.
  3. N.I. Takhirova
Название
  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА «МАНАСОВЕДЕНИЕ» В КОЛЛЕДЖАХ С МЕДИЦИНСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ
  2. МЕДИЦИНАЛЫК БАГЫТТАГЫ КОЛЛЕДЖДЕРДЕ «МАНАС ТААНУУ» КУРСУН ОКУТУУНУН ДИДАКТИКАЛЫК ПРИНЦИПТЕРИ
  3. DIDACTIC PRINCIPLES TRAINING COURSE «MANAS STUDIES» IN COLLEGES FROM MEDICAL DIRECTION
Аннотация
  1. В статье говорится о сохранении дидактических прин¬ципов, раскрытых в истории педагогики и о воз¬мож¬ных дополнениях, связанных с особенностью дис¬цип¬лины. Речь идет о великом педагоге Я.А. Коменском из истории педагогики, который в первый раз внес ди¬дак¬тические принципы в науку и доказал важность воп¬роса. Говорится о важности требований к дидак¬ти¬ческим принципам А.Дистервега и о пред¬ложении четырех основных дидактических принципов К.Ушинс¬кого. В качестве примера взята класси¬фи¬кация дидак¬ти¬ческих принципов кыргызских ученых педагогов Э.Мам-бетакунова, Т.Сияева, И.Бекбоева. В данной ста¬тье говорится, что принцип - это перво¬начальная ос¬но¬ва обучения в педагогике, он является основным поло-же¬нием и правилом, определящий ме¬тод, форму и со¬дер¬жание учебного процесса. А также особо обсуж¬дае¬тся принцип ума и сознательности; принцип пока¬за¬тельного процесса; принцип систе-ма¬ти¬зации и по¬ряд¬ка; принцип доступности; научный принцип и дру¬гие дидиктические принципы, которые используюся в учебном процессе дисциплины «Манасове¬дение» в выс¬ших учебных заведениях. Они являются для учителя ме¬то-дологической опорой, дающяя установку в раскры-тии темы, идеи и образов эпоса.
  2. Макалада «Манас таануу» курсунун окуп-үйрө-нүү¬дө жалпы педагогиканын тарыхында ачылган жана колдонулуп келген дидактикалык принциптер сакта¬лаа¬ры, адистиктин өзгөчөлүгүнө байланыштуу айрым толуктоолорго ээ болоору айтылат. Педагогиканын тବрыхында калган улуу педагог Я.А. Коменскийдин ди¬дак¬тикалык принциптерди эң алгачкы жолу илимге кир¬гизип жана алардын зарылдыгын көрсөткөнү, А.Дис-тервегтин дидактикалык принциптерге атайын талаптарды коюу керектигин белгилегени, К.Ушинский негизги төрт дидактикалык принципти сунуштаганы жөнүндө сөз болот. Кыргыз дидакт, педагог окмуш¬туу¬лары Э.Мамбетакунов, Т.Сияев, И.Бекбоевдин д¬и¬даꬬтикалык принциптерди классификациялоосу ми¬сал ка¬тары алынат. Принцип деген педагогикада оку¬туу¬нун алгачкы негизи, уюткусу, ал окутуу про¬цессинин маз¬мунун, формасын жана методун анык¬тоочу негизги жобо, эрежеси экени айтылат. Ошондой эле, жогорку окуу жайларында «Манас таануу» дисциплинасын оку-туу процессинде колдонулган окутуунун акыл-эстүүлүк жана аң-сезимдүүлүк принциби; көрсөтмө¬лүүлүк прин¬циби; системалуулук жана ырааттуулук принциби; бы¬шык¬тык принциби; жеткиликтүүлүк прин¬циби; илимий принцип жана башка дидактикалык принциптер өзгөчө талдоого алынат. Алар эпостун темасын, идеясын, об¬раз-дарын ачууда окутуучуга жол көрсөтүүчү мето¬до-ло¬гиялык таянычтар болуп саналат.
  3. The article deals with the preservation of didactic prin¬¬¬cip¬les revealed in the history of pedagogy and pos¬-sib¬le additions related to the peculiarity of the discipline. It is about the great teacher Y.A. Komensky from the histo¬ry, of pedagogy, why first introduced didactic principles to scien¬ce and proved the importance of it. It gays the im¬por¬¬tan¬ce of the requirements to didactic principles of the A.Diesterweg and about the proposal of your main di¬dac¬tic principles of K.Ushinsky. For example, the classification of the didactic principles of Kyrgyz scientists tea¬chers E.Mambetakunov, T.Siyaev, and I.Bekboev. This arti¬cle says that principle is the initial basis of teaching in pe-da¬gogy; it is the main provision and rule defining the me¬thod, from and contend of the educational process. Particu¬lar¬ly discussed the principle of the mind and conscious¬ness; the principle of the exponential process; also discus¬sed the principle of systematization and the principle of accessi¬bi¬l¬ity; the scientific principle and other didactic principles that are used in the educational process of the discipline «Manas studies» in higher educational institutions. They are sug¬gested for the teacher as the methodological support gi¬ving installation of the disclosure of information, ideas and features of epic.
Ключевые слова
  1. дидактика, дидактические прин¬¬ципы, компетентность, технологии обучения, Ма¬на¬со-ведение, педагогика, принцип.
  2. дидактика, дидактикалык прин¬цип¬тер, компетенттүүлүк, окутуу технологиялары, Манас таануу, педагогика, принцип.
  3. didactics, didactic principles, competence, teaching technologies, "Manasing", pedagogy, principles.
Сведения об авторах
  1. Тахирова Назгүл Исраиловна, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, кафедра «Технологии филологического образования», старший преподаватель.
  2. Тахирова Назгүл Исраиловна, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары Кыргыз Республикасы, Филологиялык билим берүү технологиялары кафедрасы, ага окутуучу.
  3. Nazgul Takhirova, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, Department of technology of philological education, a senior lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Тахирова Н.И. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА «МАНАСОВЕДЕНИЕ» В КОЛЛЕДЖАХ С МЕДИЦИНСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 1. C. 150-154