Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Байтикова Т.А., Курманалиева Ч.М.
  2. Байтикова Т.А., Курманалиева Ч.М.
  3. Т.А. Baytikova, Ch.М. Kurmanalieva
Название
  1. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
  2. БАЛАНЫ АДЕПТҮҮЛҮККӨ ТАРБИЯЛООНУН АЙРЫМ МАСЕЛЕЛЕРИ
  3. SOME TASKS OF THE MORAL EDUCATION OF THE CHILD
Аннотация
  1. В статье рассматриваются задачи нравствен-ного воспитания ребенка в этнопедагогическом кон-тексте. Раскрыты место и значение народного воспи¬тания, на примерах обычаев и традиций, пословиц-поговорок, сказкок и других произведений нашего наро¬да и их влияние на формирование личности ребенка. В статье отмечено, что для младшего школь¬ника роль сказок велика. Потому что содержание многих сказок составляет нравственность, формиро¬вание хороших качеств, образцы духовной культуры. Поэтому стара¬лись преподнести образцы сказок различных произ¬ве¬де-ний. Попытались доказать особен¬ность системы на-род¬ной педагогики в деле воспитания ребенка, идей, ве¬ро¬ваний переходящих из поколения в поколение в духе наследий нравственности. Однако, на сегодняшний день в современном обществе компью-теризации созна¬ние детей забиты информациями, но, к сожалению на¬сту¬пив душевный кризис, уровень нравст¬венности и морали остаются низкими. Поэтому были предложены некоторые пути решения выше сказанных проблем.
  2. Макалада баланы адептүүлүккө тарбиялоонун мବ¬се¬лелери этнопедагогикалык контексте каралды. Бବланын инсан катары калыптануу жолунда элибиздин үрп-адат, каада-салт, жомоктор, макал-ылакаптар, чы¬гармалардагы образдардын үлгүлөрү ж.б. тааси¬рин¬деги элдик тарбиянын орду, мааниси чечмеленди. Баш¬тал¬гыч класстын окуучусу үчүн жомоктун таасири зор. Анткени көпчүлүк жомоктордун мазму¬нун адеп¬түү¬¬лүк, жакшы сапаттарды калыптандыруу сыяктуу руханий маданияттын үлгүлөрү түзөт. Ошондуктан айрым чыгармалардагы жомоктун үлгү¬лөрүн берүүгө аракеттендик. Элдик педагогика баланы тарбиялоодо муундан-муунга өткөн идеялардын, ише¬рим¬дердин, ый¬ман-адеп дөөлөттөрдүн духунда тар¬бия¬лоого багыт¬тал¬ган билимдердин өзгөчө системасы экендигин да¬лил¬дөөгө да аракеттер жасалды. Бирок, бүгүнкү күндө компьютерлешүү заманында балдардын аң-сезими маа¬лы¬матка жык толгону менен адеп¬түүлүк, ыймандуулук деңгээли төмөн болуп, руханий жардылык басымдуулук кылып жаткандыгы жөнүндө сөз болуп, ал пробле-ма¬лар¬ды жоюунун айрым бир жолдору сунушталды.
  3. The article examined the tasks of the moral education of a child in an ethno-pedagogical context. The meaning of na¬tio¬nal education, patterns of images in works, proverbs, sayings, tales, customs and traditions of our people and their influence on the formation of the child’s personality were revealed. The article notes for the younger student, the role of fairy tales is great. Because fairy tales have morality, good qualities, spiritual culture. That is why we tried to present samples of fairy tales of various works. We tried to prove the peculiarity of the system of folk pedagogy in the upbringing of the child, ideas, beliefs in the generation as the spirit of the heritage of morality. Today, in to¬day's society, the computerization of children's conscious¬ness is crammed with information, but unfortunately, when a mental crisis ensues, the level of morality and morality re¬main low. Therefore, some ways to solve the above prob¬lems were proposed.
Ключевые слова
  1. воспитание, воспитанность, эт¬нопедагогика, обычаи, семейное воспитание, душев¬ный кризис, душевное здоровье, кыргызский народ, сот¬руд-ничество, индивидуальность, патриотизм.
  2. тарбия, адеп, этнопедагогика, каа¬да-салт, үй-бүлөлүк тарбия, руханий кризис, руха¬ний саламаттык, кыргыз эли, кызматташуу, жекече¬лик, патриоттуулук.
  3. education, upbringing, ethnopedagogy, cus¬toms, family education, mental crisis, mental health, the Kyrgyz people, cooperation, individuality, patriotism.
Сведения об авторах
  1. Байтикова Тилек Аянбаевна, Иссык-Кульский государственный университет имени К.Тыныстанова, г.Каракол, Кыргызская Республика, факультета Кыргызской филологии, педагогики и искусства, кандидат филологических наук, доцент психологии. Курманалиева Чынара Мухтаровна, Иссык-Кульский государственный университет имени К.Тыныстанова, г.Каракол, Кыргызская Республика, магистрант.
  2. Байтикова Тилек Аянбаевна, К.Тыныстанов атындагы Ысык-Көл мамлекеттик университети, Каракол шаары, Кыргыз Республикасы, Кыргыз филология, педагогика жана искусство факультети, филология илимдеринин кандидаты, психология илимдеринин доценти. Курманалиева Чынара Мухтаровна, К.Тыныстанов атындагы Ысык-Көл мамлекеттик университети, Каракол шаары, Кыргыз Республикасы, магистрант.
  3. Tilek Baitikova, Issyk-Kul State University by name of K.Tynystanov, Karakol, Kyrgyz Republic, Department of Kyrgyz Philology, pedagogy and art, candidate of philological sciences, associate professor of psychology. Chynara Kurmanalieva, Issyk-Kul state University by name of K.Tynystanov, Karakol, Kyrgyz Republic, undergraduate.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Байтикова Т.А., Курманалиева Ч.М. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 1. C. 146-149