Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Тогусаков О.А., Акматалиев А.Т., Эргешов А.Ы.
  2. Тогусаков О.А., Акматалиев А.Т., Эргешов А.Ы.
  3. O. Тogusakov, A. Akmataliev, A. Ergeshov
Название
  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
  2. АДЕП-АХЛАКТЫК АҢ-СЕЗИМДИН КАЛЫПТАНУУ ƟЗГƟЧƟЛYКТƟРY
  3. FORMATION FEATURES MORAL CONSCIOUSNESS
Аннотация
  1. В данной статье автор подробно останавливается на формировании нравственного сознания, в котором личностное нравственное сознание состоит из трех компонентов: первая – это рациональная часть нравственного сознания личности, которая формируется в процессе образования, воспитания и самовоспитание, и благо для себя, и включает в себя понятия и представления о зле, долге, совести и высоких ценностях. Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека. Благодаря разуму человек может определять стратегию нравственного поведения, тактику конкретных действий, анализировать ту или иную ситуацию. В этом случае разум дополняется нравственными чувствами - долг, ответственность, справедливость и т.д. - вторая составляющая личного нравственного сознания. А вот и третья составляющая нравственного сознания - воля, которая проявляется в терпении, решительности, определенной психической установке и готовности к конкретным действиям. Говорят, что воля играет решающую роль в утверждении нравственных принципов в жизни человека.
  2. Бул макалада автор тарабынан адеп-ахлактык аң-сезимдин калыптануусу туурасында кеп болуп, анда жеке адепахлактык аң-сезим үч компоненттен турат: биринчиси – жекелик моралдык аң-сезиминин рационалдуу бөлүгү, окутуу, тарбиялоо жана өзүн-өзү тарбиялоо процессинде калыптанат жана өзүнө жакшылык менен жамандык, милдет, абийир, жогорку баалуулуктар жөнүндөгү түшүнүктөрдү, идеяларды камтыйт. Сократ менен Платон адамдын адеп-ахлактык жашоосунда акылдын маанилүү ролун белгилешкен. Акылдын аркасында адам адеп-ахлактык жүрүм-турумдун стратегиясын, конкреттүү иш-аракеттердин тактикасын аныктап, тигил же бул кырдаалды талдай алат. Мында акыл-эс адепахлактык сезимдер менен толукталат – милдет, жоопкерчилик, адилеттик ж.б. - жеке адеп-ахлактык аң-сезимдин экинчи компоненти. Ал эми бул жерде адеп-ахлактык аң-сезимдин үчүнчү компонентин – эрк, ал чыдамкайлыкта, чечкиндүүлүктө, белгилүү бир психикалык мамиледе жана конкреттүү аракеттерге даярдыкта көрүнөт. Адамдын турмушунда эрк анын моралдык принциптерин орнотууда чечүүчү роль ойногонду айтылат.
  3. In this article, the author dwells in detail on the meaning of moral consciousness, in which personal moral consciousness consists of three components: the first is the rational part of the moral consciousness of the individual, which is formed in the process of education, upbringing and self-education, and good for oneself, and includes the concepts and notions of evil, duty, conscience and high values. Socrates and Plato stressed the important role of reason in the moral life of man. Thanks to the mind, a person can determine the strategy of moral behavior, the tactics of specific actions, analyze this or that situation. In this case, the mind is supplemented by moral feelings - duty, responsibility, justice, etc. - the second component of personal moral consciousness. And here is the third component of moral consciousness - the will, which manifests itself in patience, determination, a certain mental attitude and readiness for specific actions. It is said that the will plays a decisive role in establishing moral principles in a person's life.
Ключевые слова
  1. нравственное сознание, ответственность, справедливость, стратегия, разум, мораль, компонент, общество, культура, человек.
  2. адеп-ахлактык ан-сезим, жоопкерчилик, адилеттик, стратегия, акыл-эс, морал, компонент, коом, маданият, адам.
  3. moral consciousness, responsibility, justice, strategy, reason, morality, component, society, culture, person.
Сведения об авторах
  1. Тогусаков Осмон Асанкулович, Национальная академия наук Кыргызской Республики. г.Бишкек, Кыргызская Республика, академик. Акматалиев Асанбек Тургунбаевич, Ошский технологический университет, г.Ош, КР, кандидат философских наук, доцент. Эргешов Абдисатар Ысманалиевич, Ошский государственный университет, г.Ош, КР, кандидат философских наук, доцент.
  2. Тогусаков Осмон Асанкулович, Кыргыз Республикасынын Улуттук илимдер академиясы, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, академик. Акматалиев Асанбек Тургунбаевич, Ош технологиялык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, философия илимдеринин кандидаты, доцент. Эргешов Абдисатар Ысманалиевич, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, философия илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Osmon Togusakov, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic, academician. Asanbek Akmataliev, Osh Technological University, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of philosophical sciences, associate professor. Abdisatar Ergeshov, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of philosophical sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2022.45.557
  • Версия для цитирования
  • Тогусаков О.А., Акматалиев А.Т., Эргешов А.Ы. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2022. №. 6. C. 242-245