Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Мамытова А.Т.
  2. Мамытова А.Т.
  3. A. Mamytova
Название
  1. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ И ЭКСТРЕМИСТСКИМИ
  2. УЮМДАРДЫ ТЕРРОРИСТТИК ЖАНА ЭКСТРЕМИСТТИК ДЕП ТААНУУНУ ЖӨНГӨ САЛУУЧУ МЫЙЗАМДАРДЫ ТАЛДОО
  3. ANALYSIS OF LEGISLATION GOVERNING THE RECOGNITION OF ORGANIZATIONS AS TERRORIST AND EXTREMIST
Аннотация
  1. В данном обзоре дается юридический анализ Закону Кыргызской Республики «О противодействии терроризму», который предусматривает установления возможности признания террористическими организации, а также как таковыми и их информационных материалов. Рассмотрены основания для признания организации террористическим или экстремистским, а также основания признания таковыми информационных материалов. В законодательстве отсутствуют нормативно утвержденные критерии и требования, в соответствии с которыми суды могли бы рассмотривать вопрос признания тех или иных организаций террористическими или экстремистскими. В результате нечетких и размытых формулировок правоохранительным органам и судам предоставлены чрезмерно широкие дискреционные полномочия по органичению фундаментальных прав человека на свободу объединения ассоциации, выражения мнений, экономической деятельности и другие. В этой связи, необходимо закрепить на законодательном уровне более детальные и четкие критерии, предъявляемые к материалам правоохранительных органов и прокуратуры, на основании которых суд будет решать данный вопрос. Заявление рассматривается судом с участием прокурора, заявившего требования, и лиц, указанных в заявлении. Неявка в суд указанных в заявлении лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
  2. Бул макалада «Терроризмге каршы аракеттенүү жөнүндө» Кыргыз Республикасынын мыйзамы террористтик катары уюмдар, ошондой эле алардын маалыматтык материалдары каралат. Уюмду жана алардын материалдарын террористтик же экстремисттик деп таануу үчүн белгилүү бир мыйзамдуу негиздер керек. Көрсөтүлгөн мыйзамда ченемдик жактан бекитилген критерийлер жана талаптар көрсөтүлгөн эмес, ушуга карабастан айрым уюмдарды террористтик же экстремисттик деп таануу жөнүндө соттук чечимдерди кабыл алууда. Түшүнүксүз жана бүдөмүк түшүнүктөрдүн натыйжасында укук коргоо органдарына жана сотторго адамдын негизги укуктарын бузууга, ошондой эле эркиндигин чектөө боюнча аларга өтө кеңири дискрециялык ыйгарым укуктар берилди. Ушуга байланыштуу укук коргоо органдарынын жана прокуратуранын материалдарындагы деталдуу, түшүнүктүү критерийлерди мыйзамдык деңгээлде бекитүү зарыл. Ушул критейлердин негизинде сот көрсөтүлгөн маселени чечүүгө милдетүү жана арыз берген прокурордун, тараптар жана арызда көрсөтүлгөн адамдардын катышуусу менен сот тарабынан каралат. Көрсөтүлгөн убактысы жана орду жөнүндө тийиштүү түрдө кабарланган тиешелүү адамдардын сотко келбей койгон учурларда, сот отурумунун өтүүсүнө тоскоолдук болбойт жана сот тарабынан иш боюнча чечим кабыл алынганына мүмкүнчүлүк берилет.
  3. This review presents a legal analysis of the Law of the Kyrgyz Republic “On Countering Terrorism”, which provides for establishing the possibility of recognizing terrorist organizations as well as per se their information materials. The grounds for recognizing the organization as terrorist or extremist, as well as the grounds for recognizing information materials per se, are considered. The legislation lacks normative approved criteria and requirements according to which the courts could consider the issue of recognizing certain organizations as terrorist or extremist. As a result of unclear and vague language, law enforcement agencies and courts have been given excessively broad discretion to limit fundamental human rights to freedom of association, expression, economic activity and others. In this regard, it is necessary to consolidate at the legislative level more detailed and clear criteria for the materials of law enforcement agencies and the prosecutor’s office, on the basis of which the court will decide this case. The legal statement is considered by the court with the participation of the prosecutor who stated the requirements and the persons indicated in the legal statement. Failure to appear before the court of the persons specified in the legal statement, duly notified of the time and place of the court session, is not an obstacle to the consideration and resolution of the case.
Ключевые слова
  1. закон, право, заседание, информация, организация, документ, терроризм, экстремизм, основание, публичный призыв.
  2. мыйзам, укук, уюм, отурум документ, маалымат, терроризм, экстремизм, негиздер, коомдук чакыруу.
  3. organization, document, terrorism, meetings, prosses, information, extremism, foundation, public appeal.
Сведения об авторах
  1. Мамытова Аида Токтокучуковна, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат юридических наук, докторант.
  2. Мамытова Аида Токтокучуковна, Кыргыз Республикасынын Улуттук илимдер академиясы, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, юридика илимдеринин кандидаты, изденүүчү.
  3. Aida Mamytova, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of law, applicant.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2023.54.20.044
  • Версия для цитирования
  • Мамытова А.Т. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ И ЭКСТРЕМИСТСКИМИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 9. C. 208-212