Новый выпуск

2024, №: 1

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Алиева К.М.
  2. Алиева К.М.
  3. K.M. Alieva
Название
  1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО МИРА ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  2. ТЕХНОГЕНДИК ЦИВИЛИЗАЦИЯНЫН ИНДУСТРИАЛДЫК ДҮЙНӨНҮН ПОЗИТИВДҮҮ ПАРАДИГМАСЫНЫН ТҮПТӨЛҮШҮ
  3. THE FORMATION OF THE POSITIVE PARADIGM OF THE INDUSTRIAL WORLD OF TECHNOGENIC CIVILIZATION
Аннотация
  1. В статье рассматривается философия позитивизма как парадигма становящегося индустриального мира тех-но¬генной цивилизации, основной установкой которой яв-ляе¬тся познавательная ценность науки, как созидающего и по¬зи¬тивного начала индустриальной эпохи и общественного прогресса. Единственным источником истинного знания является достоверное научное исследование, опирающееся на научный метод познания и факты. При этом основными критериями научности выступают принципы интер¬субъеꬬтивности и верифицируемости. Показано важное мировоззренческое значение позитивизма: впервые научное мировоззрение оттесняет религиозное. Позитивизм выс¬ту¬пает распространенной общекультурной идеологией вслед¬ствие утверждения разделение труда как условия су¬щест¬вования индустриального общества. Он создает и выде¬ляет позитивистскую идеологию либерализма. Важ¬но, что позитивизм предлагает приоритетным естест¬вен¬ное право, самоценность индивидуума (т.е. право на жизнь, свободу и частную собственность) и полную свобо¬ду рынка, свободу конкуренции в экономике и невмеша¬тель-ст¬во государственного регулирования, однако определяет свободу человека в контексте полезного. Формирование постиндустриального мира вызывает смену парадигм и ста¬новление информационного общества.
  2. Макалада позитивизмдин философиясы техногендик цивилизациянын индустриалдык дүйнөсүнүн калыптаны-шы¬¬нын парадигмасы катары каралат, анын негизги ката-ры илимдин баалулугу эсептелинет. Ошондо анык билим-дин булагы катары билим таануунун илимдик методуна жана фактыларга тайянган илимдик изилдөө эсеп¬те¬ли-нет. Ал эми илимдүүлүктүн критерии катары интер-субъек¬тивдүүлүк жана верификациялык болушат. Позити¬виз쬬дин дүйнө карашылык мааниси көрсөтүлгөн, анткени илимий дүйнө кар¬шы¬лык динди жылдырды. Позитивизм терен жал¬пы маданий идеология катары эсептелинет, анткени ин¬дуст¬риалдык коомдун баарлыгынын шарты катары бирин¬чи¬ден эмгектин бөлүштүрүшүн эсептейт жана колдойт. Либерализмди не¬гиз¬ги позитивдүүлүк идео¬ло¬гия деп аныктайт. Негиздүү, табигый укукту, индиви¬дуум¬дун өз алдынча баалуулугун (жа¬шоого, эркиндикке жана менчикке укугун) жана ры¬нок¬тун толук боштугун, экономикадагы бош конкурен¬ция¬ны, мамлектеттин тей¬лөө¬гө кошулбаганын приорит¬е¬т¬түү деп позитивизм эсеп¬тейт. Бирок адамдын эркин¬дүү¬лү¬гүн керектүүлүк менен аныктайт. Постиндустриалдык дуйнөнүн пайда болушу парадиг¬ма-нын өзгөрүшүнө жана информациялык коомдун калыпта-ны¬шына алып келет.
  3. The article considers the philosophy of positivism as a paradigm of the emerging industrial world of technogenic civilization, the main goal of which is the cognitive value of science as the creative and positive beginning of the industrial era and social progress. The only source of true knowledge is reliable scientific research, based on the scientific method of knowledge and facts. In this case, the main criteria for scientific nature are the principles of intersubjectivity and verifiability. The important world-view value of positivism is shown: for the first time the scientific world outlook pushes out the religious outlook. Positivism is a widespread general cultural ideology due to the approval of the division of labor as a condition for the existence of an industrial society. He creates and highlights the positivist ideology of liberalism. It is important that positivism offers priority to the natural right, the self-worth of the indivi-dual (that is, the right to life, freedom and private property) and complete market freedom, free competition in the economy and non-interference of state regulation, however, determines hu-man freedom in a useful context. The formation of a post-indus-trial world causes a paradigm shift and the formation of an information society
Ключевые слова
  1. позитивизм, научное знание, наука, идеология, либерализм, эмпириокритицизм, утилитаризм, индустриальная эпоха, парадигма.
  2. позитивизм, илимий билим, илим, идеология, либерализм, эмпириокритицизм, утилитаризм, индустриалдык доор, парадигма.
  3. positivism, scientific knowledge, science, ideology, liberalism, empiriocriticism, utilitarianism, industrial era, paradigm.
Сведения об авторах
  1. Алиева Кулуйпа Мукашовна, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва, Российская Федерация, кандидат химических наук, доктор философских наук, профессор.
  2. Алиева Кулуйпа Мукашовна, Д.И. Менделеев атындагы Россия химия-технологиялык университети, Москва шаары, Россия Федерациясы, химия илимеринин кандидаты, философия илимдеринин доктору, профессор.
  3. Kuluipa Alieva, Russian University of chemical technology by name of D.Mendeleev, Moscow, Russian Federation, candidate of chemical sciences, doctor of philosophy, professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • None
  • Версия для цитирования
  • Алиева К.М. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО МИРА ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. №. 6. C. 149-155