Жаңы саны

2024, №: 3

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Ниязова Г.Ж., Берди Д.К., Беркимбаев К.М.
  2. Ниязова Г.Ж., Берди Д.К., Беркимбаев К.М.
  3. G. Niyazova, D. Berdi, K. Berkimbaev
Макаланын аты
  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
  2. ӨСПҮРҮМДӨР АРАСЫНДА КИБЕРКУУГУНТУКТУН АЛДЫН АЛУУНУН ПСИХОЛОГИЯЛЫК-ПЕДАГОГИКАЛЫК ШАРТТАРЫ
  3. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF CYBERBULLYING AMONG ADOLESCENTS
Аннотация
  1. Статья посвящена феномену кибербуллинга, который сейчас актуален. Вследствие широкого распространения интернета зависимость подростков от социальных сетей, несоблюдение определенной этики общения в сети, несформированность цифровой гигиены становятся причиной возникновения социальных рисков. Он, в свою очередь, привел к развитию кибербуллинга. Кибербуллинг – это то, что происходит, когда издевательства происходят в интернете. Это может нанести физический вред в социальных, психологических и даже экстремальных ситуациях. Опасность как издевательств, так и кибербулллинга заключается в том, что эти процессы могут происходить анонимно среди учащихся от взрослых. В статье рассматривается кибербуллинг среди подростков, положительные и отрицательные виды киберсоциальности. На основе специальных программ и опыта зарубежных и отечественных ученых сформулированы педагогико-психологические условия профилактики кибербуллинга среди подростков
  2. Макала киберкуугунтук феноменине арналган, ал азыр актуалдуу. Интернеттин кеңири жайылышынан улам өспүрүмдөрдүн социалдык тармактарга көз карандылыгы, тармакта баарлашуунун белгилүү бир этикасын сактабагандыгы, санариптик гигиенанын калыптанбагандыгы социалдык тобокелдиктердин пайда болушуна себеп болууда. Бул өз кезегинде киберкуугунтуктун өнүгүшүнө алып келди. Киберкуугунтук – бул рэкетчилик Интернетте болгондо эмне болот. Бул социалдык, психологиялык, ал тургай экстремалдык кырдаалдарда физикалык жактан зыян келтириши мүмкүн. Рэкетчиликтин да, киберкуугунтуктун да коркунучу бул процесстер чоңдордун окуучулары арасында анонимдүү түрдө болушу мүмкүн. Макалада өспүрүмдөр арасындагы киберкуугунтук, киберсоциалдуулуктун оң жана терс түрлөрү каралат. Атайын программалардын жана чет өлкөлүк жана ата мекендик окумуштуулардын тажрыйбасынын негизинде өспүрүмдөр арасында киберкуугунтуктун алдын алуунун педагогикалык-психологиялык шарттары түзүлгөн.
  3. The article is devoted to the phenomenon of cyberbullying, which is currently relevant. Due to the widespread use of the Internet, teenagers' dependence on social networks, non-compliance with certain ethics of online communication, and lack of digital hygiene become the cause of social risks. It, in turn, led to the development of cyberbullying. Cyberbullying is what happens when bullying happens online. This can cause physical harm in social, psychological, and even extreme situations. The danger of both bullying and cyberbullying is that these processes can occur anonymously among students from adults. The article examines cyberbullying among teenagers, positive and negative types of cybersociality. On the basis of special programs and the experience of foreign and domestic scientists, pedagogical and psychological conditions for the prevention of cyberbullying among adolescents have been formulated.
Негизги сөздөр
  1. интернет, буллинг, кибербезопасность киберсоциальность, кибербуллинг, подросток, школа.
  2. интернет, бейбаштык, киберкоопсуздук киберсоциалдык, киберкуугунтук, өспүрүм, мектеп.
  3. Internet, bullying, cybersecurity, cybersociality, cyberbullying, teenager, school.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Ниязова Гулжан Жолаушиевна, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент. Берди Динара Кадирханкызы, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, PhD, и.о. доцента. Беркимбаев Камалбек Мейрбекович, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, доктор педагогических наук, профессор.
  2. Ниязова Гулжан Жолаушиевна, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент. Берди Динара Кадирханкызы, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, PhD, и.о. доцента. Беркимбаев Камалбек Мейрбекович, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, доктор педагогических наук, профессор.
  3. Ниязова Гулжан Жолаушиевна, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент. Берди Динара Кадирханкызы, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, PhD, и.о. доцента. Беркимбаев Камалбек Мейрбекович, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г.Туркестан, Республика Казахстан, доктор педагогических наук, профессор.
Pdf версиясы
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2024.47.28.054
  • Цитаталоо
  • Ниязова Г.Ж., Берди Д.К., Беркимбаев К.М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2024. №. 3. C. 254-259