New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Исмайлова Эльнара Атамали гызы
  2. Исмайлова Эльнара Атамали гызы
  3. Ismailova Elnara Atamalı qizi
Title
  1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ
  2. СТУДЕНТТЕРДИН СЕРГЕК ЖАШОО ОБРАЗЫН КАЛЫПТАНДЫРУУДА ОКУУ ПРОГРАММАЛАРЫН ЖАНА ОКУУ КИТЕПТЕРИН ТАЛДОО
  3. ANALYSIS OF CURRICULUMS AND TEXTBOOKS ON FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN STUDENTS
Abstract
  1. В представленной статье мы руководствовались таким теоретическим положением о содержании здорового образа жизни, что его основными составляющими являются двигательная активность, коммуникативная компетентность, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, способность контролировать стресс, и отметили, что «здоровье» как ценность является системообразующей составляющей здорового образа жизни. Несомненно, здоровый образ жизни необходим всем членам общества. Однако здоровье и здоровый образ жизни студентов педагогических вузов, как будущих учителей подрастающих поколений, имеют большое социальное значение. Среда, созданная в педагогических вузах, должна носить характер воспитательной, здоровой среды, здорового образа жизни в целом, должен быть установлен демократический стиль управления, гуманизация процесса образования и обучения. Модель формирования здорового образа жизни у студентов требует определения цели, содержания, сущности и принципов педагогической деятельности, направленной на формирование у них здорового образа жизни. То есть такие принципы как принцип осознанности, принцип междисциплинарной связи, принцип преемственности между этапами модели формирования здорового образа жизни, принцип единства теории и практики, принцип реальности в формировании здорового образа жизни, принцип рефлексивной направленности педагогического процесса как нормы организации педагогического процесса будущих педагогов и студентов позволяют стать принципами ориентации на здоровый образ жизни. Функция учебных предметов, участвующих в реализации данной модели, определяется моделью формирования здорового образа жизни студентов и их направленностью на формирование их здорового образа жизни. Функция научного материала связана с педагогическими задачами, направленными на реализацию модели формирования и внедрения в практику здорового образа жизни. Эти функции преподавания предметов и научного материала определяют деятельность учителя.
  2. Берилген макалада биз сергек жашоо образынын мазмуну жөнүндө мындай теориялык жобону жетекчиликке алдык, анын негизги компоненттери болуп кыймыл активдүүлүгү, коммуникативдик компетенттүүлүк, жаман адаттардын жоктугу, рационалдуу тамактануу, стрессти контролдоо жөндөмү саналат жана «ден-соолук» баалуулук катары сергек жашоо образынын система түзүүчү компоненти экендигин белгиленди. Албетте, сергек жашоо образы коомдун бардык мүчөлөрүнө керек. Бирок, өсүп келе жаткан муундардын болочок мугалимдери катары педагогикалык ЖОЖдордун студенттеринин ден-соолугу жана сергек жашоо образы чоң социалдык мааниге ээ. Педагогикалык ЖОЖдордо түзүлгөн чөйрө тарбиялык, сергек чөйрө, жалпысынан сергек жашоо мүнөзү болушу керек, башкаруунун демократиялык стили, билим берүү жана окутуу процессин гумандаштыруу белгилениши керек. Студенттердин сергек жашоо образын калыптандыруу модели аларда сергек жашоо образын түзүүгө багытталган педагогикалык иштин максатын, мазмунун, маңызын жана принциптерин аныктоону талап кылат. Башкача айтканда, акыл-эстүүлүк принциби, дисциплиналар аралык байланыш принциби, сергек жашоо образын калыптандыруу моделинин этаптарынын ортосундагы үзгүлтүксүздүк принциби, теория менен практиканын биримдик принциби, сергек жашоо образын калыптандыруудагы чындык принциби, келечектеги педагогдордун жана студенттердин педагогикалык процессти уюштуруу нормалары катары педагогикалык процесстин рефлексивдүү багыты принциби сергек жашоо образына багыт алууга мүмкүндүк берет. Бул моделди ишке ашырууга катышкан окуу предметтеринин функциясы студенттердин сергек жашоо образын калыптандыруу модели жана алардын сергек жашоо образын калыптандырууга багытталышы менен аныкталат. Илимий материалдык милдети түзүү жана сергек жашоо практикасын ишке ашыруу моделин ишке ашыруу үчүн багытталган педагогикалык милдеттери менен байланышкан. Сабактарды жана илимий материалдарды окутуунун бул функциялары мугалимдин ишин аныктайт.
  3. In the presented article, we were guided by such a theoretical position on the content of a healthy lifestyle that its main components are physical activity, communicative competence, the absence of bad habits, rational nutrition, the ability to control stress, and noted that "health" as a value is a system-forming component healthy lifestyle. Undoubtedly, a healthy lifestyle is necessary for all members of society. However, the health and healthy lifestyle of students of pedagogical universities, as future teachers of the younger generations, are of great social importance. The environment created in pedagogical universities should have the character of an educational, healthy environment, a healthy lifestyle in general, a democratic style of management should be established, and the process of education and training should be humanized. The model of formation of a healthy lifestyle among students requires the definition of the purpose, content, essence and principles of pedagogical activity aimed at the formation of a healthy lifestyle in them. That is, such principles as the principle of awareness, the principle of interdisciplinary communication, the principle of continuity between the stages of the model for the formation of a healthy lifestyle, the principle of unity of theory and practice, the principle of reality in the formation of a healthy lifestyle, the principle of the reflective orientation of the pedagogical process as a norm for organizing the pedagogical process of future teachers and students allow you to become the principles of orientation towards a healthy lifestyle. The function of the subjects involved in the implementation of this model is determined by the model of the formation of a healthy lifestyle of students and their focus on the formation of their healthy lifestyle. The function of scientific material is associated with pedagogical tasks aimed at implementing a model for the formation and implementation of a healthy lifestyle in practice. These functions of teaching subjects and scientific material determine the activities of the teacher.
Keywords
  1. образ жизни, студент, образовательное учреждение, педагогический процесс, обучение, воспитание, общественное сознание, двигательная активность, вредные привычки, учебные предметы.
  2. жашоо образы, студент, билим берүү мекемеси, окутуу процесси, окутуу, тарбиялоо, коомдук аң-сезим, кыймыл-аракет, жаман адаттар, окуу предметтери.
  3. lifestyle, student, educational institution, pedagogical process, education, upbringing, social consciousness, motor activity, bad habits, educational subjects.
Authors info
  1. Исмайлова Эльнара Атамали гызы, Институт образования Азербайджанской Республики, г.Баку, Азербайджанская Республика, диссертант по программе доктора философии.
  2. Исмайлова Эльнара Атамали гызы, Азербайжан Республикасынын Билим берүү Институту, Баку шаары, Азербайжан Республикасы, философия доктору программасы боюнча диссертант.
  3. Ismailova Elnara Atamali gizi, Institute of Education of the Azerbaijan Republic, Baku, Azerbaijan, PhD program dissertation.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.1.6.061
  • Citing
  • Исмайлова Эльнара Атамали гызы АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 6. C. 293-297